Хотя некоторые тихоокеанские самцы могут весить до 2000 кг, большинство весят от 800 до 1700 кг. Атлантический подвид весит на 10—20 % меньше. Атлантические моржи также, как правило, имеют относительно короткие бивни и несколько более плоскую морду. Некоторые самцы тихоокеанского подвида намного превышали нормальные размеры. Самки весят примерно на треть меньше, атлантические самки в среднем 560 кг, иногда весом всего 400 кг, а самка тихоокеанского в среднем 794 кг при длине от 2,2 до 3,6 м. Резцы верхней челюсти малы или редуцированы совсем, в нижней челюсти резцов нет. Семенники скрыты под кожно-жировым слоем и не располагаются в мошонке. У моржей обычно 2 пары молочных желез, иногда больше, причём не редкость наличие 5 сосков[источник не указан 1383 дня]. Так, из 7 моржей тихоокеанского и атлантического подвидов, которые содержатся в зоопарке Удмуртии и в Dolfinarium Harderwijk (Хардервейк, Нидерланды), трое имеют по пять сосков[источник не указан 1383 дня]. У самцов имеются парные воздушные мешки без запирающих клапанов, образованные выпячиванием верхнего отдела пищевода. Мешки раздуваются под кожей шеи, выворачиваясь кверху, и позволяют моржу плавать вертикально в воде во время сна. Кроме того, они участвуют в издавании некоторых звуков.
Наиболее характерной особенностью моржа являются его длинные бивни. Это удлинённые клыки, которые присутствуют у обоих полов и могут достигать в длину 1 м и весить до 5,4 кг. Бивни немного длиннее и толще у самцов, которые используют их для схваток. Самцы с крупнейшими бивнями обычно доминируют в социальной группе. Бивни также используются для формирования и поддержания отверстий во льду и помогают моржам вылезать из воды на лёд.
Кожа моржей очень морщинистая и толстая, до 10 см на шее и плечах самцов. Слой жира до 15 см. Молодые моржи имеют тёмно-коричневый цвет кожи, а по мере взросления светлеют и бледнеют. Старые самцы становятся почти розовыми. Так как кровеносные сосуды кожи сужаются в холодной воде, моржи могут стать почти белого цвета во время купания. В качестве вторичных половых признаков для самцов (в естественных условиях) характерны наросты на коже шеи, груди и плеч.
Выделяют два или три подвида моржа[4]:
Часто из тихоокеанского подвида выделяют третий подвид — лаптевского моржа (Odobenus rosmarus laptevi Chapskii, 1940), но его самостоятельность многими подвергается сомнению. В Красную Книгу России лаптевская популяция включена на правах отдельного подвида. Согласно данным МСОП[5], по результатам недавних исследований митохондриальной ДНК и изучения морфометрических данных следует отказаться от рассмотрения лаптевского моржа как самостоятельного подвида, признав его крайней западной популяцией тихоокеанского моржа.
По последней оценке, основанной на результатах глобального учёта численности, проведённого в 1990 году, современная популяция тихоокеанского моржа составляет приблизительно 200 тыс. особей[6][7]. Большая часть популяции тихоокеанского моржа проводит лето севернее Берингова пролива, в Чукотском море вдоль северного побережья восточной Сибири, возле острова Врангеля, в море Бофорта вдоль северного побережья Аляски, а также встречается в водах между указанными местами. Небольшое число самцов встречается в летний период в Анадырском заливе, на южном побережье полуострова Чукотка в Сибири, а также в Бристольском заливе. Весной и осенью они концентрируются от западного побережья Аляски до Анадырского залива. Они зимуют в южных частях Берингова моря, вдоль восточного побережья Сибири на юг к северной части полуострова Камчатка, а также вдоль южного побережья Аляски[2]. Фоссилизованные останки моржа возрастом 28 тыс. лет были найдены недалеко от залива Сан-Франциско, что показывает распространение моржа вплоть до берегов северной Калифорнии во времена последнего ледникового периода[8].
Атлантический морж был почти истреблён в результате бесконтрольного коммерческого промысла, и численность популяции его значительно ниже. Точно оценить численность в настоящее время нелегко, но, вероятно, она не превышает 20 тыс. особей[9][10]. Эта популяция распространена от Арктической Канады, Гренландии, Шпицбергена, а также в западном регионе Российской Арктики. На основании огромного географического распространения и данных по перемещениям, предполагается наличие восьми субпопуляций атлантического моржа, пять на западе и три на востоке от Гренландии[11]. Атлантический морж раньше занимал пределы, протянувшиеся на юг до мыса Код, и в большом числе встречался в заливе Святого Лаврентия. В апреле 2006 северо-западная популяция атлантического моржа была внесена в список Канадского акта по угрожаемым видам (англ. Canadian Species at Risk Act) (Квебек, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор) как почти исчезнувшая в Канаде[12]. В ноябре 2018 года атлантические моржи были замечены в Белом море, где они не появлялись несколько столетий[13].
Изолированная лаптевская популяция моржа локализована в течение всего года в центральном и западном регионах Моря Лаптевых, в самом восточном регионе Карского моря, а также в самой западной части Восточно-Сибирского моря. Современная численность оценивается в 5—10 тыс. особей[14].
Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяющие Крайний Север, живут преимущественно у берегов и редко предпринимают значительные путешествия. Моржи общительны и в основном встречаются стадами; мужественно защищают друг друга: вообще моржи в воде являются опасными противниками, так как могут опрокинуть или разбить клыками лодку. Сами они редко нападают на лодки. Стадо всегда выставляет часовых. Обоняние развито у моржей хорошо, и они чуют человека на значительном расстоянии, поэтому к ним стараются приблизиться против ветра. Заметив опасность, часовой рёвом (который у моржей представляет собой нечто среднее между мычаньем коровы и грубым лаем) или толчками будит остальных, животные бросаются в море, почти одновременно уходят под воду и могут пробыть там без воздуха до 10 минут. Пища моржа состоит главным образом из пластинчатожаберных моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей или есть падаль. Держатся группами, самки отдельно. Моржата рождаются по одному раз в три — четыре года. Мать кормит их молоком до года, другую пищу молодые моржи начинают есть с 6 месяцев. С матерью они остаются до двух — трёх лет. Все члены моржового стада охраняют моржат и помогают им при необходимости. Если, к примеру, кто-то из детёнышей устанет плыть, то ему ничего не стоит забраться на спину кому-нибудь из взрослых, чтобы преспокойно отдохнуть там. Вообще, взаимная поддержка и помощь свойственны моржам в очень большой степени.
Бытует мнение, что громадные клыки служат главным образом для выкапывания на дне названных моллюсков, а также для защиты. Также на основе наблюдений за характером изнашивания бивней и стиранием вибрисс на морде моржей высказано мнение[3], что моржи, скорее всего, роют грунт не бивнями, а верхним краем рыла, бивни же играют главным образом социальную роль, так как они используются при установлении иерархических отношений и при демонстрации угрозы. Кроме того, они могут использоваться для проделывания и поддержания отверстий во льду и для «заякоривания» на льду, чтобы не соскальзывать при сильном ветре или течении. Наблюдения за моржами в зоопарках и подобных учреждениях показали, что они часто используют бивни в драках между собой, особенно в период спаривания. Благодаря тому, что моржи бивнями помогают себе взбираться на льдины или скалистый берег, они получили своё родовое название: «odobenus» по-гречески значит «ходящий зубами» или «ходящий на зубах».
Кроме человека, враги моржа — белый медведь и отчасти косатка. Моржи часто страдают от наружных и внутренних паразитов.
В XVIII—XIX столетиях морж подвергался серьёзному промыслу со стороны американских и европейских зверобоев. Это привело к резкому сокращению численности, что, в свою очередь, чуть не привело к полному уничтожению атлантической популяции моржа[15].
Коммерческая добыча моржей в настоящее время запрещена законами во всех странах, где она распространена, несмотря на это в ограниченном объёме промысел разрешен коренным, туземным, народам, существование которых тесно связано с добычей этого вида. Среди них чукчи и эскимосы[16].
Охота на моржей проходит ближе к концу лета. Традиционно используются все части добытого моржа[17]. Мясо часто консервируется и является важным источником белков в течение долгой зимы. Ласты квасятся и хранятся как деликатес до весны. Клыки и кости исторически используются в качестве инструментов, равно как и в качестве поделочного материала. Перетопленное сало используется для обогрева и освещения. Прочная шкура используется в качестве верёвок и для построения жилищ, а также для обшивки лодок. Из кишечника и желудка делают водонепроницаемые накидки. Между тем как современные технологии дают замену многим аспектам применения моржей, мясо моржа по-прежнему остается необходимой частью диеты коренных народов[18], так же как и поделки из бивней составляют важнейшую часть фольклора для многих общин.
Охота на моржей регулируется природоохранными и ресурсораспределяющими организациями в России, США, Канаде и Дании, а также представителями охотничьих общин. По оценкам от четырёх до семи тысяч тихоокеанских моржей добывается на Аляске и в России, включая значительную часть (около 42 %) раненных либо утерянных при охоте животных[19]. Несколько сотен особей ежегодно изымается возле Гренландии[20]. Воздействие этого уровня промысла на популяцию сложно оценить, поскольку к настоящему времени численность популяции определена недостаточно уверенно. Вместе с тем неизвестны такие важные параметры как плодовитость и уровень смертности.
Влияние глобального изменения климата на популяцию моржей — другой фактор, который необходимо учитывать. В частности хорошо задокументировано сокращение протяжённости и толщины пакового льда. Именно на этом льду моржи формируют лежбища во время репродуктивного периода для родов и спариваний. В качестве гипотезы предполагается, что уменьшение толщины пакового льда в Беринговом море привело к сокращению подходящих мест отдыха рядом с оптимальными районами питания. В результате возрастает продолжительность отсутствия матери возле выкармливаемого, что, в конечном счёте, приводит к пищевому стрессу или снижению репродуктивного вклада самок[21]. Однако до сих пор учёные располагают незначительным объёмом данных, что мешает сделать надёжное заключение о влиянии климатических изменений на тенденцию изменения численности популяции.
В настоящий момент в списке МСОП статус моржа определён как «Недостаточно данных»[22]. Обитающие в России атлантический и лаптевский подвиды внесены в Красную Книгу России и отнесены к категории 2 (сокращающиеся в численности) и категории 3 (редкие) соответственно[23]. Торговля поделками из моржовых бивней и костей регламентируется международной конвенцией СИТЕС, Приложение 3. Законодательство РФ регламентирует распределение трофейной продукции между коренными жителями совершенно бесплатно и лишь для личного применения. В нынешнее время коммерческая охота на моржей запрещена во всех странах[24].
Хотя некоторые тихоокеанские самцы могут весить до 2000 кг, большинство весят от 800 до 1700 кг. Атлантический подвид весит на 10—20 % меньше. Атлантические моржи также, как правило, имеют относительно короткие бивни и несколько более плоскую морду. Некоторые самцы тихоокеанского подвида намного превышали нормальные размеры. Самки весят примерно на треть меньше, атлантические самки в среднем 560 кг, иногда весом всего 400 кг, а самка тихоокеанского в среднем 794 кг при длине от 2,2 до 3,6 м. Резцы верхней челюсти малы или редуцированы совсем, в нижней челюсти резцов нет. Семенники скрыты под кожно-жировым слоем и не располагаются в мошонке. У моржей обычно 2 пары молочных желез, иногда больше, причём не редкость наличие 5 сосков[источник не указан 1383 дня]. Так, из 7 моржей тихоокеанского и атлантического подвидов, которые содержатся в зоопарке Удмуртии и в Dolfinarium Harderwijk (Хардервейк, Нидерланды), трое имеют по пять сосков[источник не указан 1383 дня]. У самцов имеются парные воздушные мешки без запирающих клапанов, образованные выпячиванием верхнего отдела пищевода. Мешки раздуваются под кожей шеи, выворачиваясь кверху, и позволяют моржу плавать вертикально в воде во время сна. Кроме того, они участвуют в издавании некоторых звуков.