Размножается спорами и вегетативно, укоренением ползучих побегов.
В растении содержатся углеводы (сахароза), тритерпеноиды, стероиды, алкалоиды (0,12 %, в том числе ликоподин, клаватоксин, никотин), флавоноиды. Побеги содержат каротиноиды, в том числе β-каротин и лютеин, тритерпеноиды. В листьях найдены флавоноиды. Споры содержат каротиноиды, фенолкарбоновые кислоты (дигидрокофейная, ванилиновая, феруловая) и их производные, жирное масло (40—50 %, в его составе кислоты: гексадеценовая, миристиновая, пальмитиновая, стеариновая, дигидроксистеариновая, азелаиновая; глицериды), липиды (4,06 %)[2].
Споры плауна булавовидного, называемые ликоподием, применяют в качестве лекарственного сырья с теми же целями, что и у плауна годичного (Lycopodium annotinum). Собирают пожелтевшие колоски, осторожно срезая и не повреждая при этом корневой системы. Сушат колоски на воздухе, на бумаге или плотной ткани, затем споры отряхивают и отсеивают. Тепловая сушка не допускается. Урожайность спор в сосновых лесах — 0,2—1 г/м², урожайные годы повторяются через шесть — семь лет[3]. Споры не смачиваются водой и не вызывают раздражения. Этими свойствами обусловлено их применение в качестве детской присыпки, при пролежнях, для обсыпки пилюль[4]. В этом качестве, а также в составе комплексного препарата акофит (радикулин) для лечения радикулита споры были включены в Государственную фармакопею СССР 1—10-го изданий[2].
В стоматологии споры в разных формах (порошок, настой, присыпки, аппликации) применяют при пародонтозе[2].
Трава находит применение в гомеопатии и народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта. Настой и отвар используют как седативное, аналгезирующее, спазмолитическое, при гидрофобии, противовоспалительное при ревматизме, невралгиях, диуретическое при странгурии, анурии, энурезе, цистите, мочекаменной болезни, спазмах мочевого пузыря, нефрите, женских болезнях, контрацептивное, родовспомогательное, нормализующее регулы, повышающее аппетит, при заболеваниях желудка, кишечника, диспепсии, гастрите, колите, диарее, метеоризме, гепатите, холестазе, холецистите, желчнокаменной болезни, заболеваниях селезёнки, нарушении обмена веществ, диатезе, потогонное, подагре, болезнях органов дыхания, гриппе, жаропонижающее, при артритах; наружно — при экземе, фурункулёзе, скрофулёзе, дерматомикозах, ранозаживляющее, при алопеции; ванны и примочки — при судорогах мышц конечностей. В гомеопатии споры используют при варикозном расширении вен, гипертонической болезни, ревматозном артрите, невралгии, в том числе черепно-мозгового нерва, головной боли, отите, геморрое, противовоспалительное, при гипофункции желудка, язвенной болезни желудка, диспепсии, желудочных коликах с тошнотой, метеоризме, печёночной недостаточности, циррозе печени, холелитазе, диуретическое — при болезнях мочевого пузыря, при нарушении обмена веществ, болезнях предстательной железы, пневмонии, бронхите, рахите, дерматопатии, скрофулёзе, сыпях, экземе, угрях, мозолях, бородавках, алопеции. Споры в народной медицине в виде отвара применяют как противовоспалительное, гемостатическое, противоревматическое, спазмолитическое, противосудорожное, аналгезирующее при невралгиях, зубной боли; диуретическое при остром цистите, мочекаменной болезни, дизурии, желчегонное при заболеваниях печени, гастрите, энтероколите, закрепляющее при диарее, обволакивающее, гигроскопическое, мягчительное, антисептическое, антигельминтное; наружно как детская присыпка, при опрелостях у взрослых, при псориазе, ранах, ожогах, рожистых воспалениях, мокнущих дерматозах, сыпях, чесотке, варикозных узлах, алопеции; в виде мази — при фурункулёзе, язвах[2].
В западноевропейских странах часто используют споры плауна и траву при атонии и камнях мочевого пузыря, заболеваниях печени, геморрое, диспепсиях. В Южной Африке — как спазмолитическое, диуретическое[2].
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при выплавке чугуна, особенно при фасонном литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении фейерверков и бенгальских огней. Раньше ими заменяли магний в фотографии[3].
Стеблями плауна булавовидного можно окрашивать ткани в синий цвет[3].
В китайской медицине трава входит в состав «моксы», используемой для прижиганий. В корейской медицине споры используют как аналгезирующее при ревматизме, невралгиях, параличах[3].
Нитрат ликоподина в эксперименте обладает противоалкогольным эффектом[3].
Стебли можно использовать как упаковочный материал[3].
В ветеринарии сухие листья употребляют как слабительное для лошадей, а споры местно как мягчительное, антисептическое, ранозаживляющее, гигроскопическое[3].
В оптике споры используются для исследования и демонстраций дифракционных явлений.
Размножается спорами и вегетативно, укоренением ползучих побегов.
Химический составВ растении содержатся углеводы (сахароза), тритерпеноиды, стероиды, алкалоиды (0,12 %, в том числе ликоподин, клаватоксин, никотин), флавоноиды. Побеги содержат каротиноиды, в том числе β-каротин и лютеин, тритерпеноиды. В листьях найдены флавоноиды. Споры содержат каротиноиды, фенолкарбоновые кислоты (дигидрокофейная, ванилиновая, феруловая) и их производные, жирное масло (40—50 %, в его составе кислоты: гексадеценовая, миристиновая, пальмитиновая, стеариновая, дигидроксистеариновая, азелаиновая; глицериды), липиды (4,06 %).